у нас в начальной школе была "учительница первая моя", скворцова вера николаевна. так вот. по соседству располагался детский дом, и по квотам где-то 35% класса состояло из интернатских детишек - вшивых, сопливых, грязных, конфликтных и проблемных, но очень сплоченных. они могли ругаться меж собой и драться, но если кто задевал их однокашника, поднимались всей гурьбой. честь им и хвала за это. но перед агрессией взрослых они были бессильны.
самым первым из смертных грехов школьника в то время было прикосновение к классному журналу. и один из детдомовцев, костя (фамилию умолчу), нарушил святое правило и дотронулся до журнала в отсутствие учительницы. естественно, что добропорядочные "домашние" дети немедленно скозлили об этом училке, как только она вернулась в класс. и после этого произошла самая возмутительная история из начальной школы, которую я могу вспомнить.
вера николаевна заставила костю встать на четвереньки, а затем приказала каждому (!) подойти и ударить его. иначе она грозилась поставить неуд за поведение всему классу.
и знаете, что началось? все, как один, ринулись к косте и начали пинать ногами - самозабвенно, с удовольствием, с криками, будто начался большой праздник.
это был апофеоз злобы и насилия, которые царили в нашем классе с подачи первого учителя в жизни. я молчу о том, как она макала в унитаз интернатских детей, страдавших недержанием, как таскала за чубы всех неугодных, неудобных, небогатых детей, как публично зачитывала неграмотные на ее взгляд работы по русскому, как высмеивала интернатских за их неприбранность и неумытость, как выставляла из класса за неприятный запах...
да, костя был не самым приятным мальчиком, ему не повезло с семьей, которая отказалась от него и завела новых детей. но ни один его недостаток не мог служить оправданием тому фашизму, который сотворила наша первая учительница.
спасибо вам, вера николаевна, за те уроки доброты, которые вы преподнесли нам, за то отвращение к школе и учителям, которое вы взрастили, за ту ненависть к женщинам, которую и по сей день иногда приходится вытравлять из своего сердца.
у меня все.